Недвижимость в Дании
Копенгаген признан вторым по красоте и качеству жизни городом Европы, уступив пальму первенства лишь Мюнхену. Но в столице Дании, как и во всей остальной стране, степень благоустройства никак не связана с ценами на недвижимость. К датскому жилищу вообще нельзя подходить со скучной меркой респектабельности, потому что каждый дом здесь скорее арт-объект.
Дания – страна очень немаленькая, если вспомнить, что это не только полуостров Ютландия и архипелаг из четырехсот Датских островов, но и самый большой в мире остров Гренландия, а также вулканические Фарерские острова (1,4 тыс. квадратных километров). Правда, триста островов необитаемы, а прицениваться к дальним иглу никому не приходит в голову, к тому же ледяные провинции давно и полностью автономны. Обжитая материковая часть суши вместе со столичным островом Зеландия - всего около 43 тысяч км2. Местная движимая и недвижимая экзотика в широком ассортименте представлена на островах Борнхольм, Лолланн, Мён, Сторстрём, Фюн и Фальстер.
Как купить? Вот в чем вопрос
Не в пример французским городкам, где на каждой базарной площади - по пять бутиков недвижимости с сотнями картинок на витринах, рынок жилья и офисов в Дании внешне никак не проявляется. Ни одной надписи sale или rent на окнах, ни одного мало-мальски заметного агентства. Это потому, что рынок недвижимости в Дании официально существует только для датчан и отделен от пришлых инвесторов как минимум двумя барьерами, языковым и законодательным. Только заглянув в каталоги и воскресные приложения к ведущим газетам, вы увидите тысячи привлекательных предложений по немыслимым ценам в миллионах датских крон.
Деревенские дома, хутора, виллы на островах, реконструированные рабочие поселки и казармы, исторические крестьянские усадьбы и респектабельные городские квартиры – вторичный рынок поражает многообразием жанров жилья, ухоженностью и обаянием самих объектов. Новостройки тоже есть, по преимуществу в виде штучных сомасштабных вставок в историческую среду или реконструкций исторических построек.
Ценники выглядят очень странно: под миллионными суммами - столбцы разных цифр брутто и нетто. Дело в том, что нерезидентам недвижимость не продается, а датчане практически никогда не платят всю сумму целиком. Как правило, первый взнос не превышает 10% (чаще 5%), остальное - банковский кредит до тридцати лет.
Чаще всего эта финансовая услуга изначально сопровождает объект продажи, о чем заботится риэлтерская фирма. Брокеры также оказывают помощь в получении специального разрешения Министерства юстиции Дании при покупке недвижимости иностранными гражданами. Процедура занимает недели две, и формальной ее не назовешь, хотя отказы редки. Необходимо предоставить документальное подтверждение постоянного дохода за три месяца. Справка переводится на датский и апостилируется. Как наемным работникам, так и владельцам бизнеса нужна убедительная страховка.
Нерезиденту придется покупать жилье за полную стоимость, поскольку датские кредиты им не причитаются, но под залог уже приобретенного объекта можно без лишних вопросов о платежеспособности получить деньги назад. Правда, вы получите на 15-20% меньше затраченного, но зато срок возврата может быть продлен до 50 лет. В расходах следует предусмотреть гонорар адвоката при оформлении сделки - 5-7 тысяч датских крон, и пошлину Регистрационной палаты - 1% от стоимости покупки.
Локация объекта, как и везде, первостепенна, но именно в Дании она влияет на цену в такой степени. «Золотая миля» датской недвижимости – побережье пролива Эресунн к северу от Копенгагена до Хельсингёра. И вообще весь север острова Зеландия с его дюнами и песчаными пляжами можно назвать датской Ривьерой, не будь погода здесь так глумлива. Никаких заборов и социальных контрастов. Частные лужайки отделены от общественных только зеленой изгородью, двери стеклянные, архитектура домов вежлива к окружению. На берегу расположен один из самых знаменитых в Европе музеев современного искусства «Луизиана», который и снаружи выглядит ландшафтным шедевром. Море, леса и холмы дополнены ступенями, террасами и роскошной скульптурой Генри Мура. Городок Хиллерёде в тридцати километрах к северу от столицы роднит с нашими дворцовыми предместьями королевский замок Фредериксборг, который размещается на трех островках посреди озера. Окрестные виллы не имитируют средневековье, хотя башни с пинаклями были бы здесь уместнее, чем в нашей Александровке. Редкие новые здания скорее перекликаются с историей с позиций современности. Например, в остроумный диалог с окружением вступает стеклянный дом с фахверковым каркасом.
Тень отца Гамлета ничуть не пугает отдыхающих и домовладельцев в Хельсингёре. Поодаль от замка Кронборг, кармелитского монастыря и церкви Св. Олафа вдоль прекрасных пляжей расположены первоклассные отели и яхт-клубы.
Что почем в Датском королевстве
Виллу дешевле миллиона евро на датской Ривьере еще надо поискать. Цена местных дач за последние три года выросла феноменально. Западный берег чуть дешевле восточного, но и там актуальный ассортимент загородных домов с участками – в диапазоне от $2 млн до $ 700 тыс. Самая дешевая из западных приморских дач (66 кв.м с участком 1270 кв.м.) выставлена за $ 354 тыс.
Дорого обойдется и престижное жилье центральных районах Копенгагена, где средняя цена квадратного метра апартаментов два года назад перевалила за 4 тысячи евро. Квадратный метр отдельного дома в городской черте стоил дешевле – 3370 евро, но цена покупки в таком случае гораздо выше. Респектабельные квартиры в многоквартирных домах XVIII-XIX веков теперь обходятся еще дороже. Например, квартира площадью 220 кв. метров, которая занимает этаж в доме постройки 1890 года, сейчас выставлена за 9 млн DDK, что в пересчете составляет $ 1,7 млн. То есть квадрат стоит $ 7,6 тыс. Но первый взнос составляет всего $ 83 тыс., а остальное – в рассрочку по кредиту.
Ценится жилье в реконструированных домах, где часты двухэтажные квартиры и пентхаусы с площадками на крыше. Жилой фонд в исторических зданиях даже без реконструкции поддерживается в идеальном состоянии, как и дворы, и придомовые сады с газонами. На такой уход собственники обязаны раскошелиться взносом в домовую кассу около трехсот евро в полугодие. Кроме того, владельцы недвижимости платят сравнительно небольшой налог, размер которого зависит от стоимости объекта.
Небольшой особнячок площадью всего 142 кв. метра (подвалы и гаражи не в счет) с палисадником в северном предместье Копенгагена продается за $1,3 млн. Застроенные современными многоквартирными домами столичные районы Вестебро и Норебро дешевле в среднем на четверть. Жилье во втором по величине городе Дании, университетском Орхусе, в ценах уступает столичному примерно на 15%.
На этом фоне недвижимость дальних островов – просто даром. Деревенская усадьба на живописном острове Борнхольм, привлекательном десятками яхтенных гаваней, четырьмя полями для гольфа и руинами крепости Хаммерсхус, вполне может стоить 100 тыс. евро.
Хотя владение недвижимостью в Дании не дает ни вида на жительство, ни права на получение гражданства, нынешним летом европейские специалисты отметили рекордный рост рентабельности инвестиций именно в недвижимость Копенгагена. Правда, прежде всего речь идет о рынке офисов и торговых помещений, а не о жилье. Но и средний показатель роста доходности инвестиций в эту сферу - 17,8% побил все европейские рекорды, начиная с 2001 года.
Автор: Юлия Хопта, журнал "Где жить".
Prian.Ru